Формирование мозга ребенка. Раннее развитие

21 сентября 2016


В серии образовательных видео "Три ключевых принципа раннего развития", подготовленных центром развития ребенка университета Гарварда, показан процесс формирования нейронных связей между участками младенческого мозга. Авторы ставили своей целью донести до зрителя доказанный факт, что здоровое гармоничное развитие ребенка в первые годы жизни создает фундаментальную базу для всех его дальнейших успехов в образовании, профессии и социальных связях. Ранее развитие напрямую связано с будущим здоровьем ребенка, а также помогает в формировании успешной модели родительского поведения, необходимой для следующих поколений.

По словам директора центра Джека Шонкофа (Jack Shonkoff), младенец рождается с максимальным количеством клеток мозга, далее в процессе взросления их количество будет только уменьшаться. У новорожденного крайне мало связей между этими клетками, поэтому его мозг начинает формировать нейронные связи: примерно 700 связей в секунду в течение первых пяти лет жизни


Обратная связь с ребенком - основа развития нейронных связей

Наши гены – это всего лишь схематичный план того, каким человек может стать. Именно пережитый опыт и окружающая среда определяют, как именно в человеке проявятся (и проявятся ли вообще) генетические предрасположенности. Совместно гены и окружающая среда создают "архитектуру" мозга, формируя основы нашего поведения и здоровья, влияя на способности к обучению и профессиональные склонности.

Одним из ключевых элементов формирования качественных нейронных связей для младенца является взаимодействие со значимыми взрослыми. Через мимику, жесты и первые звуки ребенок собирает от взрослых информацию о внешнем мире. Взрослый "принимает" вербальный или мимический запрос ребенка и тут же отвечает на него словом или эмоцией. Получая обратную связь, ребенок открывает для себя основы устройства этого мира.

Такое взаимодействие становится основой развития нейронных связей, и каждый следующий навык, приобретаемый по мере взросления ребенка, опирается на предыдущие знания. Наглядно это можно увидеть на примере развития навыка чтения: ребенок сначала видит картинки и слышит от родителя название изображения, затем он понимает, что изображенные символы (буквы) можно обозначать звуками и складывать в слова, ребенок слышит читающего вслух родителя и вскоре начинает читать сам. Но каждый следующий этап в развитии этого навыка опирается на предыдущий опыт. 

 

Если с ребенком не разговаривать, его мозг развивается хуже

По результатам исследования 2008 года, проведенного Центром развития ребенка университета Гарварда, ученые выделили факторы, негативно влияющие на развитие мозга ребенка:

- бедность семьи;

- психические заболевания родителей или опекунов;

- неполная семья (воспитание ребенка только одним из родителей);

- плохое обращение с ребенком (жестокость, равнодушие со стороны взрослых);

- низкий образовательный уровень матери.

Совокупность нескольких факторов усиливает негативное влияние на развитие ребенка, а при наличии всех шести факторов развитие мозга происходит медленнее в 90% случаев.

Уже в возрасте 18 месяцев у детей можно заметить разницу в словарном запасе, которая напрямую связана с уровнем образования и дохода родителей. Словарный запас трехлетних детей в семьях, где оба родителя имеют высшее образование, в два-три раза больше, чем у их сверстников, родители которых не получили среднего образования. Таким образом, при поступлении в начальную школу дети из менее образованных семей уже отстают от своих ровесников, кроме тех случаев, когда речевые навыки детей помогало развить социальное окружение (родственники, детские ясли и сады, другие мамы с детьми разных социальных классов и т.д.). 

 

Когда "рано" означает "вовремя"

Большинство родителей согласны с идей раннего развития ребенка, вопросом остается, что именно считать развитием, и не будут ли постоянно появляющиеся новые методики перегружать ребенка.

Шон Бротерсон (Sean Brotherson), специалист в области семьи и образования, дает советы, как родители и учителя могут стимулировать развитие у детей когнитивных функций и способностей к обучению.

Бротерсон утверждает, что при создании стимулирующей развитие окружающей среды, ключевыми являются два фактора:

1) непрерывный поток новых задач, требующих усилий ребенка. При этом, важно, чтобы задач было как не слишком много, так и не слишком мало, и они отвечали уровню развития ребенка на данном этапе. Отклонения в любую из сторон приведут к тому, что ребенку будет или слишком скучно и неинтересно с игрушками/заданиями или к тому, что ему будет сложно и тоже неинтересно. Родителям важно следить, чтобы уровень сложности игры ребенка соответствовал его индивидуальному уровню развития.

2) Постоянная обратная связь с ребенком при освоении им нового знания или навыка. Ребенку важно поделиться результатом и услышать мнение взрослого, причем, как одобрение, так и критику. Выражая негативное мнение, взрослый может одновременно подсказать, как в данной ситуации можно было повести себя по-другому. 

 

Материал взят с сайта: http://letidor.ru